Возможен ли инновационный бизнес в вузах и НИИ?

 


Депутат Тюменской областной Думы, член Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Алексей САЛМИН:
– 217-ФЗ – долгожданный закон, но для его эффективной работы необходимо привести в соответствие нормативно-правовые акты.

Уважаемый Алексей Павлович, имеют ли сегодня институты Тюменской области реальную возможность заниматься развитием малого инновационного бизнеса?

– К сожалению, как и все российские вузы, вузы Тюменской области при существующем законодательстве не имели реальной возможности активно развивать инновационный бизнес. Но в то же время вели предпринимательскую деятельность в иных не совсем удобных и прозрачных формах.

Закон о малых предприятиях при вузах и НИИ декларирует возможность создания хозяйственных обществ, но он не решает всех проблем, возникающих у институтов. Предстоит создать работоспособную схему применения этого закона, и в этом вузам должно помочь государство. Создать хозяйственное общество – это одно, а вот создать предприятие, которое бы производило конкурентоспособную продукцию и приносило прибыль, – это процесс долгий.

Что касается тюменских вузов, то они обладают значительным научным потенциалом и готовы участвовать в создании малых предприятий.

На Ваш взгляд, какие проблемы существуют сегодня, которые тормозят процесс создания малых предприятий при вузах и НИИ?

– Одним из самых сложных вопросов является вопрос передачи имущества. 217 ФЗ разрешает институтам и вузам вносить в уставный капитал малых предприятий помимо прав на использование интеллектуальной собственности еще и денежные средства, и иное имущество. В то же время действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий. Получается, что институты и вузы смогут вкладывать в уставный капитал своих малых предприятий только лицензии, патенты и ноу-хау. Вузам придется искать инвесторов.

Не менее проблемный вопрос – аренда помещения. Если вуз сдает помещение, то по закону о малом и среднем бизнесе объявляется конкурс, и выигрывает его компания, предложившая самую высокую цену. Другими словами, никаких преференций у малого предприятия при вузе на аренду производственных площадей этого вуза нет.

Похожая ситуация обстоит с арендой специального оборудования. Если институт сдает оборудование в аренду, то снова действует принцип аукциона: кто больше заплатит, тот его и получит. То есть, выходит, что, создавая малое предприятие, учебное заведение не может просто передать ему лабораторию для работы.

Следующая проблема – чисто техническая. Для создания малых предприятий надо вносить изменения в устав института или вуза. Не все видят смысл вносить изменения в старый устав ради оперативного создания малых предприятий.

Не менее трудоемким является процесс получения лицензий на виды деятельности, которые должны быть у вновь образованных малых предприятий.

Открытым остается вопрос с внесением в уставный капитал результатов интеллектуальной деятельности. Большая часть таких результатов просто-напросто не стоит на балансе образовательных учреждений. Поэтому в уставный капитал предприятий им вносить нечего. Возникает вопрос: как их поставить на баланс.

Промониторив мнения представителей вузов, можно прийти к выводу: 217-ФЗ – долгожданный закон, но для его эффективной работы необходимо привести в соответствие нормативно-правовые акты.

Какой инструмент финансовой поддержки развития малого инновационного бизнеса, на Ваш взгляд, вузы и НИИ будут рассматривать в ближайшее время в качестве приоритетного – государственные ФЦП или гранты международных фондов?

– Поиск инвестора – непростая задача. И что вузы будут рассматривать в качестве приоритетного инструмента финансовой поддержки, сложно сказать. Это будет зависеть от вуза и конкретной ситуации. Но уже сейчас представители вузов говорят о сложностях в привлечении инвесторов и необходимости государственной поддержки для запуска компаний вокруг ведущих университетов.

Мне бы хотелось, чтобы вузы могли рассматривать в качестве приоритетного финансового инструмента государственные федеральные целевые программы. В грантах международных фондов я вижу троянского коня: с одной стороны – финансовая помощь, с другой – опасность «утечки мозгов» на Запад.

Источник: журнал "Регионы России"